Ка́бельтов (нидерл. kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.
Кабеста́н (фр. cabestan) — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.
Ка́болка — самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Кабота́ж (фр. cabotage) — 1) судоходство между портами одной и той же страны; 2) (ист.) плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.
Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Ка́мбуз (нидерл. kombuis) — кухня на судне.
Канони́р — рядовой артиллерист в парусном флоте.
Ка́пер — в XV—XIX вв. частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжало за свой счёт судно для борьбы против морской торговли противника.
Ка́рба́с — гребное промысловое судно среднего размера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море, использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, вмещало до 70 человек.
Каррона́да — короткая чугунная пушка.
Картечь — артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-XX в. — снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.
Карту́шка — подвижный диск (или кольцо) в компасе с равномерно нанесёнными делениями градусной или румбовой системы.
Каюта (нидерл. kajuit) — отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и т. д.
Кают-компания — столовая и место отдыха командного состава корабля.
Квартирмейстер (квартир-мейстер) — младший унтер-офицер во флоте.
Килевание — 1) наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды (для ремонта, очистки или покраски подводной части судна) (см. также Кренгование); 2) наказание в в виде протягивания наказуемого под днищем судна
Киллихтер, килектор (от нидерл. kiellichter — плавучий грузоподниматель) — судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством.
Киль (англ. keel) — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.
Киль-блоки (киль-блок) — две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
Кильсон — продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
Кингстон (от англ. kingston valve — заборный клапан) — отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.
Кип — жёлоб на щёках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.
Киповая планка — используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.
Клевант — 1) Конусообразный кусок твёрдого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2) Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
Клетень — слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Клетки (судостроение) — это один из типов опор, применяемых для постановки судна в док на стапель, применяются вместе с кильблоками. Клетки устанавливают прежде всего в местах пересечения главных поперечных переборок с продольными переборками или днищевыми стригерами, то есть в районах жёстких связей. Верхнюю часть клетки (подушку) обрабатывают и подгоняют по шаблонам (в соответствии с обводами судна) с учетом толщины обшивки судна и ее конструктивных особенностей. Клетки состоят из тех же элементов, что и кильблоки.
Клетки (судно) — это пространство внутри двойного дна судна, ограниченное шпангоутами, стрингерами, наружной и внутренней обшивкой судна.
Клетневание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий. Покрыв, таким образом, весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Кливер — косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. Отличие кливера от стакселя в том, что нижняя шкаторина кливера не находится над палубой (у стакселя нижняя шкаторина всегда находится над палубой).
Клиренс — один из нескольких размеров, определяющих взаимное расположение корпусов многокорпусного судна (см.) или корабля. Вертикальный клиренс — это расстояние между днищем соединяющей корпуса конструкции и расчётной ватерлинией. Поперечный клиренс — это расстояние между диаметральными плоскостями составляющих судно корпусов. Продольный клиренс — расстояние между мидель-шпангоутами или носовыми перпендикулярами трёхкорпусного судна (см.) или катамарана (см.) со сдвигом корпусов.
Клотик — деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
Клюз — отверстие в борту для якорной цепи.
Кне́хты (устар. кне́ки; от нидерл. knecht) — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — плитой (на деревянных судах были деревянные). Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепления тросов при швартовке.
Книппель — снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединённых между собой железным стержнем или цепью. Книппели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.
Кница — деталь, соединяющая бимсы со шпангоутами.
Кноп (кноб) — узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.
Княвдигед — у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой.
Кок (нидерл. kok) — судовой повар.
Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
Компа́с (нидерл. kompass) — основной мореходный инструмент, показывает направление сторон света и направление, по которому идёт судно.
Коренной конец — условное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса.
Ходовой конец — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Контр-бизань — косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику. Термин «контр-бизань» применяется к этому парусу только в случае наличия на бизань-мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее (см. бизань). Если такого паруса нет, термин «контр-бизань» не используется. В художественной (преимущественно) литературе (как пример — Жюль Верн, «Дети капитана Гранта») этот термин часто неправильно применяется к аналогичному по виду и выполняемым функциям грота-триселю брига.
Контрфорс — поперечная распорка звена якорной цепи калибром свыше 15 мм. Уменьшает деформацию звена под нагрузкой, повышает прочность звена (примерно на 20 %).
Кончебас — турецкое гребное одномачтовое судно, вооружённое лёгкой артиллерией.
Корабль: 1) в современной общей терминологии — судно, предназначенное и снаряженное для ведения боевых действий. Таким образом, выражение «военный корабль» представляет собой тавтологию. 2) В классификации парусных судов — парусник, несущий на всех мачтах, в том числе и на бизани, прямые паруса. В этой классификации судно с любым другим типом парусного вооружения кораблем не является.
Корабельная архитектура (лат. architectura, от др.-греч. ἀρχιτέκτων — строитель) — наука, которая изучает типы судов, их конструкцию, проектирование и постройку.
Корвет (фр. corvette от лат. corbita — корабль) — в XVIII—XIX вв. трёхмачтовый корабль водоизмещением 400—600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий. С 40-х годов XIX в. — колёсный, а затем винтовой парусно-паровой корабль (водоизмещение до 3500 т, скорость до 14 уз).
Кордебаталия (фр. corps — главная, фр. bataile — сражение) — центральная (средняя) часть боевого строя эскадры, следующей в кильватерной колонне.
Корма — задняя оконечность судна.
Корсары — частные лица, действующие на хорошо вооружённых лёгких судах против торгового судоходства с целью разбоя.
Коч — мореходное поморское, деревянное, одномачтовое, плоскодонное (сферическое), однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI—XIX веков.
Кочмара — большая парусная одномачтовая промысловая лодка.
Коуш — металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кофель-нагель — деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завёртывания на него снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикреплённый горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
Коффердам — (англ. cafferdam, голл. kofferdam), узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Препятствует проникновению выделяемых нефтепродуктами газов из одного помещения в другое. Коффердамы изолируют, например, жилые помещения от цистерн для жидкого топлива. На танкерах грузовые цистерны отделены коффердамами от носовых помещений и от машинного отделения. При перевозке грузов с низкой температурой вспышки коффердамы заполняют водой. Скапливающиеся в коффердаме газы удаляются через вентиляционную систему. На военных кораблях устаревших конструкций коффердамом называют водонепроницаемые отсеки, расположенные вдоль бортов, не защищенных бронёй; служили для предохранения от проникновения воды внутрь корабля при подводных пробоинах.
Крамбол — толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
Кранец — приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. В качестве кранца используют деревянные брусья, парусиновые или плетённые из троса мешки, набитые крошенной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами (редко песком), цилиндрические резиновые баллоны (иногда надувные — пневмокранцы). В настоящее время моряки часто вместо кранцев используют старые автомобильные покрышки.
Кранец первых выстрелов — герметичный ящик на палубе корабля вблизи артиллерийского орудия, в котором хранится некоторое количество унитарных патронов для первых выстрелов до подачи боеприпасов из погреба боеприпасов.
Краспица — поперечный элемент рамы саллинга на судах с прямыми парусами и составными мачтами. На яхтах — распорка между мачтой и снастями стоячего такелажа (ромбвантами, топвантами и т. п.), позволяющая получить угол, необходимый для обеспечения опорной реакции вант при высокой мачте. Позволяет повысить жесткость мачты в поперечной плоскости.
Крейсер — крупный корабль с сильной артиллерией, торпедным оружием, имеющий большую скорость и дальность плавания.
Крейсирование — несение дозорной службы в определённом районе моря.
Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Кренгование — наклон судна на борт (для проведения работ на подводной части судна) без выхода киля из воды (см. также Килевание)
Кринолин — площадка, где размещались гребцы.
Крюйс — слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.
Крюйс-рей — второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.
Крюйт-камера (нидерл. kruit-kamer) — пороховой погреб на корабле.
Ку́брик — 1) Жилое помещение для команды. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.
Куттер — самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями.